Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник проекта «Школа Новых Технологий». Победитель рейтинга «Балльно-информационная система»
Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Южный административный округ

«Мы только вылезаем из советской скорлупы»

Интервью Е.Л. Рачевского газете "Комсомольская правда"

Директор лучшей школы Москвы Ефим Рачевский: «Мы только вылезаем из советской скорлупы»

Народный учитель России рассказал «КП» о драках учеников, средней зарплате учителей и необходимости реформы российской школы

Центр образования «Царицыно» на вид - обычная школа. Стоит посреди спального района. Между тем она лучшая в Москве! Когда в столице ввели электронную запись в первый класс, выяснилось, что наибольшее количество родителей хотели бы отдать детей сюда, в школу № 548. На каждое место за партой в 1-м классе нашлось примерно 2,7 желающего. При том, что около 30 школ не смогли набрать даже одного (!) первого класса.

ДЕРУТСЯ РАЗ В 1,5 МЕСЯЦА

- Ефим Лазаревич, почему народ к вам валом валит?

- Не знаю. У нас обычная московская школа - не гимназия и не лицей. Над детьми не издеваются, по пятницам не бьют, еда хорошая, нормальные учительницы, очень много кружков.

- Платных, наверное?

- Нет, 80% бесплатные. Большая часть связана с эстетикой, графикой, лепкой, дизайном. Почти все дети занимаются в школьных секциях: футбол, регби, волейбол, баскетбол.

- И за чей же счет все эти радости?

- За счет бюджета Москвы.

- Странно, а у моего сына секция в школе платная. Почему так?

- Наши школы, как известно, перешли на нормативно-душевое финансирование. Больше учеников - больше денег. Вот в некоторых школах - где учеников и денег мало - средства и направили на самое необходимое: зарплату педагогам и содержание имущества. А если учеников и денег много, то и вариантов использования средств куда больше.

- Получается, что быть хорошей, популярной школой выгодно?

- Конечно! Мы, например, создали серьезную педагогическую службу. У нас девять психологов, два дефектолога, есть логопеды. Мы не сократили эти ставки.

- А зачем вам столько психологов? Конфликты между детьми разруливать? В мою бытность все конфликты решались за школой - мы просто дрались.

- У нас дерутся очень редко. Разве что мальчишки лет 10 что-то не поделят. Но если учесть, что в школе две тысячи детей, а мужская честная драка бывает в среднем раз в 1,5 месяца, то можно сказать, что конфликты решаются кулаками нечасто. Вообще у наших психологов иная задача - «диагностика при входе», т. е. работа с первоклассниками. Психологи наблюдают за ними 2 - 3 месяца, консультируют родителей, в том числе по их заявкам. Ведь как бывает? Ребенок вдруг уходит в себя, или у него пропадает мотивация в учебе, или он гиперактивен, и это мешает учебе. Вот психологи и помогают родителям решить эти проблемы.

НЕ ЧАСАМИ, А УМЕНИЕМ

- Учителя столь престижной школы, наверное, много зарабатывают?

- Не особо. Если в среднем по Москве зарплата учителя 48 - 49 тысяч рублей, то у нас 51 - 52 тысячи. Хотя есть те, кто зарабатывает 80 - 100 тысяч. У наших преподавателей в среднем небольшая педагогическая нагрузка - 19,5 часа в неделю.

- Так мало? Ведь ставка - 18 часов, а в российских школах считается нормальным, когда учителя работают на 1,5 - 2 ставки.

- Мы не стремимся повышать нагрузку - это плохо влияет на качество работы.

- Учителя не бегут? Ведь в других школах можно и на две ставки устроиться, и зарабатывать больше!

- Не бегут. Большинство держит профессиональный интерес. И потом, люди точно знают: будут хорошо работать - станут больше зарабатывать. Мы оцениваем качество - за него есть стимулирующие выплаты.

- А как вы определяете, кто качественно учит, а кто нет? Ведь это очень тонкий, почти неуловимый момент.

- Это жуткая, кошмарная вещь! Ее очень сложно измерить. Главный критерий - индивидуальный прогресс ребенка. Если, например, учитель в пятом классе берет 25 человек, из них 10 троечников, а к концу учебного года троечников остается 2 - 3 - это прогресс, это динамика.

- Если, конечно, учитель сам оценки не натягивает.

- Нет, это исключено. У нас еще восемь лет назад создана служба независимого экспертного оценивания. Она проверяет письменные работы учащихся. А если речь идет об иностранном языке - устные ответы. Это называется аудирование. Так что натянуть не получится. Вообще, как только в экспериментальном режиме начали вводить ЕГЭ, мы поняли, что у нас в стране нет культуры независимого оценивания. Ведь сейчас преподаватели оценивают то, чему они учат. А это неправильно. Преподаватель, учитель не является единственным и бесспорным источником знаний. Эти же знания можно получить и в другом месте - например, из учебников.

Ефим Рачевский уверен: современная школа должна иметь доступ к современным способам получения знаний.

Ефим Рачевский уверен: современная школа должна иметь доступ к современным способам получения знаний.

ЕГЭ - ПРИЖИВЕТСЯ

- Кстати, об оценке знаний. Когда, вы считаете, ЕГЭ станет нормальным инструментом контроля этих самых знаний? Или так и останется коррупционной кормушкой?

- ЕГЭ, по-моему, уже стал нормальным инструментом оценки, хотя и не универсальным. Степень его коррупционности очень незначительна. Приведу пример. У нас в Общественной палате мы ежегодно проводим «горячую линию». Если в 2010 году примерно половина звонков была связана с нарушением процедуры ЕГЭ - т. е. тем, что мы называем нечестностью, то в 2011 году таких звонков было от силы 6 - 7%. А 80% звонков касались технических моментов: выпускник не знал, как что-то заполнить, и просил помочь. Вообще, я думаю, пресса правильно делала, что освещала все случаи нечестного проведения экзаменов. Такая открытость не дает жульничеству развиваться дальше. Так что ЕГЭ как инструмент контроля знаний пока актуален. Другое дело, что его нужно улучшать. В этом году, например, пройдет аудирование по иностранным языкам - будет приниматься не только письменный, но и устный ответ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПУТИНА НУЖНО ПЕРЕВЕСТИ В ЗАКОНЫ

- Ефим Лазаревич, вы вошли в предвыборный штаб Путина. Как вы считаете, он продолжит реформировать российское образование?

- Давайте возьмем его статью в «Комсомолке», посвященную социальной политике (см. «КП» за 13 февраля с. г. - Ред.). Путин предлагает как раз те меры, которые профессиональное сообщество уже давно обсуждает. Например, возможность получения детьми дополнительного образования - это те же кружки. Их предлагается вывести из муниципального финансирования, поскольку у муниципалитетов нет денег, и передать на финансирование регионов. Программа ликвидации ветхих школ, замена их новыми зданиями с современным оборудованием, изменения в учебном книгоиздании, возможность школам получить доступ к современным информационным ресурсам... Все это правильно и логично. Но я бы предпочел, чтобы эти предложения превратились в постановления правительства и другие законодательные акты. Ведь реформа образования действительно необходима. О чем пишет Путин? России нужно создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. А где взять на них людей, если образование будет некачественным? Не люблю лозунгов, но, на мой взгляд, наше школьное образование должно встать в один ряд с тем, которое есть в Финляндии,Сингапуре, Шанхае.

- Первые шаги власти уже сделали?

- Да, и они заметны. К тому же сейчас, по-моему, происходит главное: для современной российской семьи приоритетами становятся здоровье и качественное образование. В нашей школе, например, почти не осталось пьющих родителей. Приоритеты у людей меняются, понимаете? В последние 10 - 12 лет мы потихоньку вылезаем из скорлупы советской школы. Смена родителей учеников уже произошла. Теперь должно произойти главное - смена учителей.

- Старых уволить, новых набрать?

- Нет. Нужно изменить сам подход к кадрам. Во-первых, приравнять к учителям воспитателей детсадов. Принимать на работу только тех, кто имеет высшее образование, поднять им зарплату. Ведь ребенок во многом формируется в детском саду, и крайне важно, кто именно там с ним работает. Второе - нужно изменить подготовку учителей. Сократить набор в пед-университеты и принимать не тех, кого больше никуда не берут, а лучших. Сейчас, когда из-за демографического спада потребность в учителях несколько снизилась, это можно и нужно сделать. Ну и, разумеется, учителям нужно больше платить, чтобы рынок не «уводил» лучших выпускников вузов в другие, более денежные профессии. Я думаю, у российских властей есть понимание того, что эти меры необходимы. А значит, мы постепенно, лет через 5 - 6, уйдем от еще во многом советской школы.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ефим Лазаревич РАЧЕВСКИЙ, 63 года, - один из ведущих российских педагогов, директор столичного Центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Член Общественной палаты РФ.

ИСТОЧНИК: http://www.kp.ru/daily/25842/2813700/?see-also.number=3177#see-also